Стиль барокко в интерьере

Характерные черты

Описывая особенности стиля барокко, часто обращают внимание, что это очень вычурный вариант оформления. Однако подобное понимание очень упрощенно

Ведь в данной стилистике неизменно присутствует и заявка на определенный образ жизни. Опытные дизайнеры всегда акцентируют внимание на:


  • выразительной пышности;
  • цветистом виде;
  • грандиозном облике;
  • торжественности (и даже пафосе);
  • подчеркнутой роскоши и великолепии (но без малейшего намека на безвкусицу).

Интерьер подобного рода всегда динамичен и выражает интенсивно чувства. Он визуально напряженный и содержит множество контрастов. Реальность сплетается с фантазией до такой степени, что трудно разделить их друг от друга. Обязательно делается упор на чувственное наслаждение жизнью. Ключевыми элементами барочной композиции в доме всегда выступают динамичные геометрические формы и криволинейные контуры.

Ритмы и масштабы контрастируют между собой. Контраст касается также соотношения света и тени, различных материалов и фактур. Обязательно используются аллегории и уподобления, сложные архитектурные и дизайнерские метафоры, иные экспрессивные художественные формы. Поскольку лишь немногие люди владеют необходимыми познаниями и уровнем художественного вкуса, барочные интерьеры неизменно относятся к элитной категории.

Главенствующими темами в классическом варианте барокко являются религиозные и мифологические сюжеты. Какой-либо шаблонности быть не должно, требуется проявить строгую индивидуальность. Наблюдатель должен быть необыкновенно удивлен и восхищен тем, что он видит. Цель барочной композиции достигнута, когда она воспринимается как огромное великолепное и даже монументальное зрелище. Когда в прошлом этот стиль обвиняли в безвкусице, то причиной тому являлось сознательное нарушение античного архитектурного ордера, веками воспринимавшегося как незыблемая норма.

В каждой стране подход существенно различался. Так, во Франции барокко проявлялось преимущественно внутри зданий, а на фасадах господствовал классицизм. Одно из немногих известных исключений — скульптуры на фасаде Версальского дворца; внутри него дух барокко воплощают Залы Войны и Мира, а также Зеркальная галерея.

В Испании и Португалии в основном подражали французскому подходу. В России данная стилистика прошла длительный период развития начиная от «нарышкинского барокко» до конца XVIII столетия, когда окончательно побеждает классицизм. Подражать можно любой из знаковых построек, возведенных за те самые 100 с лишним лет.

Современный барочный стиль несколько отличается от своих прообразов. В этом варианте сохраняется, конечно, общий дух, но уже могут применяться и продвинутые строительные, отделочные материалы. Проект обычно переосмысливает старые оформительские решения и подходы. Стараются максимально повысить функциональность всей постройки и ее отдельных частей.

Цветовая палитра

Современный барокко претерпел ряд изменений в цветовой гамме. Сохранились его концепция и замысловатые линии, но он стал более подверженным влиянию моды.

Классическая гамма для барокко пастельные тона с вкраплениями золота. Они замечательно ложатся на шёлковые и атласные текстуры. Палитра может быть разбавлена более насыщенными тонами. Допустим цвет бордо, винный, сиреневые и бронзовые оттенки. По всему периметру переплетаются золотые узоры, картину дополняет люстра из хрусталя.

Если говорить о более современной версии этого стиля, то используют всего три или четыре оттенка. Это может быть цвет золота, шампанского и даже серебра. Его главная задача создать блеск. Еще один цвет должен с ним гармонировать, а последний создавать контраст. В противовес золотому цвету может составить бордо, винный, зеленый, голубой, терракот.

Современные ответвления стиля может выглядеть несколько иначе. Для необарокко используют серебристые и серые тона.

Еще одним вариантом сочетаний является шампань и серебро, которые оттеняют черным или пурпурным цветом. Для него могут применять ткани без орнамента. Материя создает имитацию блеска металла, латуни, позолоты.

Освещение

Первое требование – это наличие большой, желательно многоярусной люстры из хрусталя. Одним из вариантов могут выступать многочисленные светильники с позолотой и множеством мелких деталей, по возможности, тоже хрустальных.


Слишком яркий свет не приветствуется, хорошо, если он будет мягким и рассеянным. Стиль подчеркнет некоторый полумрак. Приглушить яркость освещения помогут разноцветные абажуры.

Сделать помещение визуально еще более просторным призваны зеркала. Они оформляются массивными рамами с резьбой, позолотой, их располагают так, чтобы они отражали свет, увеличивали объем помещения.

Используют также канделябры, жирандоли. Закрепляют их на стенах или полу. Приветствуется обилие разного рода подсвечников.

При оформлении современного жилища интерьер барокко не приемлет пластиковых деталей

При выборе люстры нужно обратить внимание на кованые модели, лучше бронзовые, со множеством хрустальных элементов, которые смогут обеспечить хорошую иллюминацию в просторной комнате с высокими потолками. Недопустимы лампы дневного света

Барокко — стиль в изобразительном искусстве и его особенности

Барокко — стиль в изобразительном искусстве и его особенности

Барокко — (итал. barocco — причудливый, странный, склонный к излишествам; порт. perola barroca — жемчужина с пороком) — характеристика европейской культуры XVII-XVIII веков, центром которой была Италия. Стиль барокко появился в XVI—XVII веках в итальянских городах: Риме, Мантуе, Венеции, Флоренции. Эпоху барокко принято считать началом триумфального шествия «западной цивилизации». Барокко противостояло классицизму и рационализму.

Стиль барокко в живописи характеризуется динамизмом композиций, «плоскостью» и пышностью форм, аристократичностью и незаурядностью сюжетов. Самые характерные черты барокко — броская цветистость и динамичность.

Яркий пример — творчество Рубенса и Караваджо с их буйствами чувств и натурализмом в изображении людей и событий.

В итальянской живописи эпохи барокко развивались разные жанры, но в основном это были аллегории, мифологический жанр. В этом направлении преуспели Пьетро да Кортона, Андреа дель Поццо, Тьеполо, братья Карраччи (Агостино и Лодовико).

Прославилась венецианская школа, где большую популярность получил жанр ведуты, или городского пейзажа. Самый прославленный автор таких работ — художник Каналетто.

Рубенс сочетал в своих полотнах природное и сверхъестественное, действительность и фантазию, ученость и духовность. Помимо Рубенса международного признания добился еще один мастер фламандского барокко — Ван Дейк.

С творчеством Рубенса новый стиль пришел в Голландию, где его подхватили Франс Халс и Ян Вермеер. В Испании в манере Караваджо творил Диего Веласкес, а во Франции — Никола Пуссен, в России — Иван Никитин и Алексей Антропов.

В России развитие барокко падает на первою половину XVIII в. Русское барокко было свободно от экзальтации и мистицизма, характерных для католических стран, и обладало рядом национальных особенностей, таких как чувство гордости за успехи государства и народа.

В архитектуре барокко достигло величественного размаха в городских и усадебных ансамблях Петербурга, Петергофа, Царского Села. В изобразительном искусстве, освободившиеся от средневековых религиозных пут, обратились к светским общественным темам, к образу человека-деятеля.

Барокко повсеместно эволюционирует к грациозной лёгкости стиля рококо, сосуществует и переплетается с ним, а с 1760-х гг. вытесняется классицизмом.

Стиль барокко и современные интерьеры гостиной


Роскошная мебель

Чувственные цвета

Освещение

Освещение очень важно, так как оно позволяет выявить свечение и глубину цвета. Большая хрустальная люстра и стильные бра приносят теплый свет и создают атмосферное, таинственное настроение, которое наполняло старинные барочные интерьеры

Штукатурка на потолке и стенах

Эффективные дополнения

Характерные детали стиля барокко в интерьере

Начиная с 17 века барочный (или дворцовый) стиль получает распространение в Европе и испанской Америке, и тогда же формируются его черты:

  • контрастная напряженность;
  • театральная преувеличенность;
  • динамичность визуальных образов;
  • стремление к помпезной пышности;
  • обилие мелких деталей в большом пространстве;
  • совмещение реальности и иллюзии.

Перенесенные в оформление помещений они нашли выражение в использовании богатой цветовой палитры, дорогих отделочных материалов и обилии позолоченных украшений. Для классического барокко характерны расписанные фресками потолки, стены с колоннами и мраморные полы.

В XXI в. создать условия для реализации классического проекта крайне затруднительно и нерентабельно, и потому предпочтение отдается стилизациям, воспроизводящим барочную атмосферу.

Для этого используются:

  • вазы, орнаментированные цветочными гирляндами;
  • скульптура малых форм;
  • лепнина;
  • зеркала в золоченых рамах;
  • гобелены или живописные полотна;
  • резная мебель и т.п.

Интерьеры барокко представляют большую сложность при составлении композиции предметов, каждый из которых является самостоятельным произведением искусства. Трудно определить ту грань, за которой единый художественно-эстетический образ превращается в «приторную кашу» и начинает производить впечатление захламленности.

Классические колонны

Круглые парные колонны с богато орнаментированными капителями — одна из особенностей итальянского барокко. Они украшают и фасады зданий, и внутренние помещения.

В современном интерьере квартиры или дома они выполняют несколько функций:

  • опорную, поддерживая потолок в больших по площади залах;
  • камуфлирующую, скрывая электропроводку и водяные трубы;
  • зонирование, позволяющее зрительно разделить пространство на отдельные сектора.

Акцент делается на гармонию плавных линий.

Дворцовые лестницы

Чрезвычайно сложный конструктивный элемент, требующий особого планирования. Предназначен для холлов и может иметь самую разную форму (круглую, витую, прямоугольную). Наиболее торжественный вид имеет лестница с парадным маршем, который разделяется на 2, ведущих на второй этаж, но для ее реализации необходимо наличие больших площадей. Самым распространенным современным вариантом считается круглая лестница, смягчающая грузность барочного интерьера.

Отдельное внимание уделяется оформлению перил, которые могут поддерживаться:

  • балюстрадой из балясин, украшенных фигурной резьбой;
  • металлическим (чугун, бронза) ограждением с витиеватым повторяющимся рисунком литья.

Арочные формы

Для барокко характерны дверные и оконные проемы, выполненные в форме арок или с полуциркульным навершием в обязательно сложном декоративном обрамлении. Если позволяет пространство зала, арки с колоннами используются для обрамления галереи вокруг танцпола, где могут быть размещены кресла, диваны или элементы декора.

Статуи и барельефы

Использование скульптуры, барельефов и горельефов — еще одна черта стиля. Исполнение статуй, которыми являются мифологические персонажи или красивые модели, отличает обилие деталей и динамика изображения. В камне передается движение ветра или волны. Скульптуры украшают как экстерьер дома, так и его внутреннее убранство, для которого используются чаще всего холл, лестницы, ниши в залах.

Богатый лепной декор

Обилие гипсовой декоративной лепнины с большим количеством деталей — стилеобразующий элемент барокко. Со скульптурой и барельефами она создает сложные композиции, перетекающие с отделки стен в украшение потолков, и становится богатой и вычурной рамой для потолочных фресок. Формы орнаментов пластичны и усложнены, а использование позолоты подчеркивает богатство владельцев.

Стремление к оригинальности позволило создать новые формы орнаментов (ормушль, ролльверк). А особенностью стало использование маскаронов — театральных масок людей и животных, выражающих различные состояния и настроения.

4. Отделка пола, стен, потолка

Стиль барокко очень затратный в плане приобретения отделочных материалов, ведь подходят лишь дорогие, редкие и натуральные материалы. Хорошо, что на сегодняшний день разнообразие всевозможных заменителей настолько обширное и правдоподобное, что порой и не отличить от оригинала. Давайте рассмотрим, как именно рекомендуют украшать стены, полы и потолки грамотные дизайнеры и попробуем найти более доступную альтернативу.

К отделке стен стоит подойти с особым вниманием. Барокко не приемлет «голых» стен

Каждый погонный метр обязательно должен украшать характерный элемент. Наиболее простым способом отделки являются текстильные обои. Заменить их можно обоями с шелкографией. В качестве узоров можно использовать всевозможные вензеля, выбор которых просто огромен, витиеватые линии и спирали. Но в этом случае нужно быть осторожными. Оклеивать все стены подобными обоями нежелательно. Лучше организовать небольшие ниши и украсить подобным образом их заднюю стенку. Можно сделать вставки по периметру комнаты, которые будут имитировать гобелены. Для этого обои нужно заключить в прямоугольные рамки из декоративных багетов. Их можно окрасить в любой цвет и покрыть позолотой. Такие же вставки можно выполнить из деревянных панелей. Идеальной породой дерева считается редкое красное или розовое. В этом случае все же придется потратиться. Хоть порой пластиковые панели с имитацией различных поверхностей и неотличимы по внешнему виду, но прикоснувшись к ним, не трудно догадаться, что это не настоящее дерево, и впечатление от шикарного интерьера тут же будет испорчено. Отличным вариантом отделки будет декоративная штукатурка. Главное, чтобы стены не были гладкими и однородными.

Отделка пола имеет не менее важную роль. Главное правило – пол должен как бы сливаться со стенами. В идеальном случае он будет совпадать по цвету. В качестве напольного покрытия предпочтительна паркетная доска из натурального дерева или мраморная плитка. Заменить паркет можно более доступным по стоимости ламинатом. Однако не стоит выбирать откровенно дешевый, он должен иметь красивую фактуру. Вместо мраморной плитки подойдет качественный керамогранит. Касательно потолка есть несколько строго оговоренных правил. Во-первых, глядя на потолок, должна создаваться иллюзия, что он является продолжением стен. Во-вторых, место перехода вертикальной плоскости в горизонтальную должно быть размыто с помощью большого количества декоративной лепнины, бордюров, багетов, розеток. Они, в свою очередь, должны быть щедро украшены позолотой. Идеальным украшением для потолочного свода служат фрески. Заменить такую дорогостоящую отделку можно натяжным потолком с фотопечатью. Если потолки вашего жилища имеют небольшую высоту, можно пойти на небольшую хитрость, с помощью которой получиться их визуально приподнять. Для этого необходимо окрасить небольшую часть потолка по периметру комнаты в один тон со стенами, на линию перехода наклеить большое количество гипсовой лепнины, а оставшуюся часть или воображаемый круг в центре потолка, разнообразить фреской. Или поступить проще – заказать специалистам монтаж двухъярусного натяжного потолка с небольшой вставкой фотопечати.

История зарождения

Появился он к концу 17 века сначала в Риме, позднее прижился в Венеции и Флоренции, после чего завоевал уже всю Европу. Стиль барокко в интерьере входил в моду при Людовике ХIV, пиком его популярности стало 18 столетие, сейчас также существует немалое количество приверженцев этого направления.


Помещения, оформленные в духе барокко, напоминают королевские дворцы, изобилуют дорогой вычурной отделкой, здесь все масштабно, замысловато, даже нарочито броско. Первоначально необычность и причудливость этого направления были поставлены на службу знатных особ и высокопоставленных служителей церкви с целью подчеркнуть их состоятельность и могущество. Поэтому любой элемент мебели или декора патетично заявлял о богатстве хозяина.

Начало эпохи барокко стало концом традиционализма, приверженности классике. В интерьере, как и во всех прочих сферах, приветствуются пышные и незаурядные формы, динамичность, контрастные цветовые решения.

Барокко в литературе

Писатели и поэты в эпоху барокко воспринимали реальный мир как иллюзию и сон. Реалистические описания часто сочетались с их аллегорическим изображением. Широко используются символы, метафоры, театральные приёмы, графические изображения (строки стихов образуют рисунок), насыщенность риторическими фигурами, антитезами, параллелизмами, градациями, оксюморонами. Бытует бурлескно-сатирическое отношение к действительности. Для литературы барокко характерны стремление к разнообразию, к суммированию знаний о мире, всеохватность, энциклопедизм, который иногда оборачивается хаотичностью и коллекционированием курьёзов, стремление к исследованию бытия в его контрастах (дух и плоть, мрак и свет, время и вечность). Этика барокко отмечена тягой к символике ночи, теме бренности и непостоянства, жизни-сновидения (Ф. де Кеведо, П. Кальдерон). Известна пьеса Кальдерона «Жизнь есть сон». Развиваются и такие жанры, как галантно-героический роман (Ж. де Скюдери, М. де Скюдери), реально-бытовой и сатирический роман (Фюретьер, Ш. Сорель, П. Скаррон). В рамках стиля барокко рождаются его разновидности, направления: маринизм (Италия), гонгоризм (культеранизм) и консептизм (Испания), эвфуизм и метафизическая школа (Англия), прециозная литература (Франция), макаронизм, то есть смешанное польско-латинское стихосложение (Польша).

Действия романов часто переносятся в вымышленный мир античности, в Грецию, придворные кавалеры и дамы изображаются в виде пастушков и пастушек, что получило название пасторали (Оноре д’Юрфе, «Астрея»). В поэзии процветают вычурность, использование сложных метафор. Распространены такие формы, как сонет, рондо, кончетти (небольшое стихотворение, выражающее какую-нибудь остроумную мысль), мадригалы.

На западе в области романа выдающийся представитель — Г. Гриммельсгаузен (роман «Симплициссимус»), в области драмы — П. Кальдерон (Испания). В поэзии прославились В. Вуатюр (Франция), Д. Марино (Италия), дон Луис де Гонгора-и-Арготе (Испания), Д. Донн (Англия). Во Франции в этот период процветала «прециозная литература». Культивировали её тогда, главным образом, в салоне мадам де Рамбуйе, одном из аристократических салонов Парижа, наиболее модном и знаменитом. В Испании барочное направление в литературе получило название «гонгоризма» по имени виднейшего представителя (см. выше).

Барокко в польской литературе представлено поэзией героического и эпического направления Збигнева Морштына, Вацлава Потоцкого, Веспасиана Коховского (тематика поэзии которых во многом обусловлена богатой событиями военной биографией всех троих), придворного (так называемый макаронический стиль, популярный в конце 17 века) Яна Анджея Морштына, философского Станислава Гераклиуша Любомирского; в прозе — преимущественно мемуарной литературой (наиболее значимое произведение — «Мемуары» Яна Хризостома Пасека).

В России к литературе барокко относятся С. Полоцкий, Ф. Прокопович.

В Германской литературе традиции стиля барокко поддерживаются до сих пор членами литературного сообщества «Блюменорден». Они собираются летом на литературные праздники в роще Иррхайн под Нюрнбергом. Общество организовал в 1646 году Георг Филипп Харсдёрффер с целью восстановить и поддержать немецкий язык, сильно испорченный в годы Тридцатилетней войны.

Теоретически поэтика барокко была разработана в трактатах «Остроумие, или искусство изощренного ума» Бальтасара Грасиана (1648) и «Подзорная труба Аристотеля» Эмануэле Тезауро (1655).

Барокко Искусство, картины живописцев

Барокко (итальянское barocco, буквально – причудливый, странный), один из главенствующих стилей в архитектуре и изобразительном искусстве Европы и Латинской Америки конца шестнадцатого – середины восемнадцатого века.

Барокко воплотило новые представления о единстве, безграничности и многообразии мира, о его драматической сложности и вечной изменчивости; его эстетика строилась на коллизии человека и мира, идеальных и чувственных начал, разума и иррационализма.

Искусству барокко свойственны грандиозность, пышность и динамика, патетическая приподнятость, интенсивность чувств, пристрастие к эффектной зрелищности, совмещению иллюзорного и реального, сильным контрастам масштабов и ритмов, материалов и фактур, света и тени.

Всеобъемлющий характер приобрел в эпоху барокко синтез искусств: городские ансамбли, дворцы и церкви благодаря причудливой пластике фасадов, беспокойной игре светотени, сложным криволинейным планам и абрисам приобрели живописность и динамичность, как бы вливались в окружающее пространство.

Интерьеры зданий украшались многоцветной скульптурой, лепкой, резьбой, зеркала и росписи иллюзорно расширяли пространство, а живопись плафонов создавала эффект разверзшихся сводов.

В изобразительном искусстве барокко идеализация образов сочетается с неожиданными композиционными и оптическими эффектами, реальность – с фантазией, религиозная аффектация – с подчеркнутой чувственностью.

В живописи большое значение приобрели эмоциональное, ритмическое и колористическое единство целого, непринужденная свобода мазка, в скульптуре – живописная текучесть формы, ощущение изменчивости образа.

На родине барокко, в Италии, наиболее яркое и законченное воплощение этот стиль нашел в полных религиозной и чувственной аффектации произведениях архитектора и скульптора Лоренцо Бернини, архитектора Франческо Борромини, живописца Пьетро да Кортона; позднее он эволюционировал к фантастичности построек Гварини Гварино, бравурности живописи Сальваторе Роза и Алессандро Маньяско, головокружительной легкости росписей Джованни Батиста Тьеполо.

История появления

Становление этого модного направления пришлось на времена классицизма, когда общество было заключено строгие в рамки . Зарождение барокко произошло в Италии, но дальнейшее развитие и наибольшую популярность стиль получил во Франции во времена правления Людовика XIV. Женская одежда в XVII веке представляла собой роскошные и невероятно объемные платья с расшитыми камнями корсетами на шнуровке.

Цвета тканей для пошива нарядов подбирали яркие и глубокие, чтобы вышивка на таком контрасте выглядела более эффектно. Наиболее востребованными цветами были бордовый и фиолетовый, цвет золота и перламутра, а также изумрудный и коричневый. Кроме того, в качестве декора выступало большое количество кружевных деталей и всевозможных оборок. Нижние юбки на кольцах и кринолины делали платья еще пышнее, а линия декольте становилась более открытой.

Женщины к одежде в стиле барокко старательно выбеливали лицо и сооружали высокие прически. Также для модного направления было характерным большое количество украшений и аксессуаров. Стало модным носить перчатки и кружевные платки, а также дополнять свой наряд веерами, а иногда и часами или зеркалами в роскошной оправе. Особенно ценными были различные ювелирные украшения с жемчугом – серьги и колье, заколки и ободки. Остроносые туфли на каблуках отшивались из цветных отрезов кожи, парчи или бархата и украшались при помощи пряжек и бантов.


С этим читают