Домашнему мастеру: живопись по сырой штукатурке водяными красками

Рисование по сырой штукатурке водяными красками

Смысл данной техники состоит в том, что рисунок наносится на стену еще до высыхания штукатурки. Вначале на поверхность накладываются светлые тона, затем поочередно выполняются более темные, насыщенные и яркие элементы.


Особенности есть и у самой штукатурной массы: при ее изготовлении обязательно используется высококачественная известь, которая гасится водой до прекращения активной химической реакции.

Также для изготовления штукатурки нужна мельчайшая кирпичная крошка — она способна длительно удерживать воду и не сохнуть. Стену тоже готовят особым образом: искусственно создают на ней неровности, чтобы усилить адгезию с материалом. Во время нанесения рисунка поверхность стены регулярно увлажняется, чтобы краски ложились на мокрое основание. После высыхания картинка немного посветлеет, что связано с наличием извести в составе.

Качество готовой фрески будет зависеть от типа поверхности. Например, кирпичная кладка сильно впитывает воду, поэтому высыхание фрески будет быстрым, и без дополнительного грунтования контуры изображения могут потрескаться. На слабовпитывающих основаниях вызывают фреска высыхает медленно, в итоге картина будет смотреться более естественно. Чем больше слоев штукатурки нанесено на поверхность, тем дольше она сохнет.

Технология рисования по сырой штукатурке водяными красками

Методика рисования по мокрому основанию довольно сложна. Она включает следующие этапы работ:

  1. Создание рисунка и подготовка макета в натуральную величину.
  2. Разрезание заготовки на отдельные фрагменты.
  3. Перенесение рисунка на стену, обведение контуров.
  4. Отбеливание основного фона.
  5. Заполнение отдельных сегментов фрески цветом.

Есть и упрощенные варианты выполнения техники. При наличии сноровки и определенного опыта справиться с работой можно даже в домашних условиях. В оригинале же требуется быстрота реакций и точность мазков. Для облегчения задачи макет картинки стоит заранее раскрасить так, как это будет сделано на стене, прописать его тенями.

История метода

Роспись по мокрой штукатурке практиковалась еще в античном Средиземноморье. Некоторые картины, выполненные несколько веков назад, сохранились до нашего времени — их можно увидеть на стенах храмов, старинных зданий. В Древнем Риме живопись по штукатурке украшала дворцы, стены в домах богатых людей, общественные здания. Особенно много фресок было в городах Помпеи, Геркуланума, которые позже оказались засыпанными пеплом Везувия.

В Средние века фрески стали еще более популярными. Благодаря недорогому сырью, которое готовилось из местных минералов, их стали применять повсеместно. Широко прославились итальянские художники, обладавшие огромным мастерством и талантом.

Поскольку краска намертво схватывалась со штукатуркой, она держалась невероятно долго и не тускнела, хотя после высыхания становилась более бледной. Вплоть до XVIII века фреска занимала ведущие позиции в украшении интерьеров, и лишь позже ее вытеснили новые виды искусства.

Суть процесса

После того, как штукатурка на основе песка и извести наносится на стену в несколько слоев, на верхнем выполняется рисунок определенными видами краски. Последние должны быть водорастворимыми, сделанными на основе извести, казеина или силикатов.

Постепенно краски впитываются в штукатурку, окрашивают присутствующую в ней известь (карбонат кальция). В результате картина становится как бы частью стены и не стирается. Удалить ее можно только путем снятия слоя штукатурки.

Фрески в квартире

Фреска относится к разновидности монументальной живописи: ее нельзя снять, как картину, и перевесить в другое место. Чтобы фреска действительно украшала помещение, она должна стать неотъемлемой частью интерьера, гармонируя с остальными его элементами. Именно поэтому нужно заранее продумать дизайн комнаты, определиться с типом картины, которая будет изображена на стене.

Габариты фрески тоже надо рассчитать еще до ее выполнения. Крупные изображения не впишутся в маленькую комнату, будут смотреться навязчиво, угнетающе. Роспись потолка тоже не всегда хороша для квартир: она подходит лишь при условии значительной высоты стен и большой площади комнаты.

Выполнять работу можно самостоятельно. Тем не менее, результат вряд ли будет напоминать труд профессионала. Если решено нанять художника, надо помнить, что далеко не все имеют навыки работы со штукатуркой. В ряде случаев приходится искать и штукатура, и оформителя, которые будут трудиться в паре, что обойдется в приличную сумму. При решении выполнить фреску своими руками рекомендуется потренироваться на менее сложных объектах и освоить игру света и тени, узнать свойства красок.

Изготовление

На всех этапах росписи поверхность должна оставаться сырой. Потому художники оберегают ее от сушки солнечными лучами и сквозняком. В конце рабочего дня фреску завешивают влажной мешковиной. Тот, кто захочет сделать фреску своими руками, пройдет определенные этапы.

  • Подготовка поверхности. Стены нужно выровнять и выгладить до идеального состояния. Для этого используется штукатурка идеального качества. После выравнивания стены выглаживаются просеянным известковым молоком.
  • Перенос контуров изображения на поверхность. Используется фресковая карта. Полноразмерный оригинал рисунка переносится контурно через копирку, по контурам с помощью шила выполняются проколы.
  • Заготовка красящих составов. Мастер, которого называют альфрейщик, использует оригинал в цвете и определенные пигменты затирает на воде. Так он получает цвета красок нужной тональности. Готовые смеси разливаются по емкостям, нумеруются.
  • Разделка участков рисунка. Основными цветами раскрашиваются участки, отбитые предварительно контурами. Раскрашивание происходит мягкими кистями. Сначала берутся за написание больших участков, потом переходят к детализированию.
  • Детальная роспись. Мягкими кисточками выполняется каждый мелкий элемент. Перерывов в выполнении элемента быть не может. Этим и экстремальна фресковая живопись, что возможности что-то исправить практически нет.

Алгоритм действий

На начальном этапе будет еще достаточно сырой. В это время делается рисунок. Причем процесс его создания заключается в творческом поиске и нахождении лучшей выразительной «конструкции». С технической точки зрения это объясняется так: в первоначальный план изображения на этапе рисунка могут быть внесены требуемые исправления. Однако к его окончанию для каждого локального цвета должны быть четко определены пространственные границы. После того как создание рисунка завершится, необходимо «раскрыть» изображение. Для этого по всей его поверхности наносятся локальные цвета. При этом белых пятен не оставляется. Далее наносится новый поверхностный слой. Он состоит из пигмента, растворенного в воде. Благодаря ему образующаяся кристаллическая корка начнет слегка разрушаться. Итак, поверхность будущей фрески уже раскрыта. Далее на первый план выходит теневая моделировка. Изначально она проводится на острых частях тела и лике, а затем на одежде и других деталях. Уже после этого можно проводить высветление с использованием мелкотертой извести вместо белил. Причина в том, что известь, растворенная в штукатурке, может без проблем входить в соединение со смесью. Таким образом, даже на почти высохших поверхностях цвета будут надежно закреплены. В некоторых случаях можно наткнуться на определенные проблемы. Они заключаются в опасности пересыхания стены. Для того чтобы минимизировать эти риски, в состав пигментов, предназначенных для теней и окончательных описей, вводится желток, который разбавлен водой. Он не обеспечивает компенсации высыхания штукатурки. Однако в результате соединения с известью образуется клеящее вещество. Оно способно хорошо удерживать краски на живописных поверхностях.

Как выбрать краску для росписи по сухой штукатурке?


Популярность настенной росписи в жилых помещениях растет с каждым годом. Существует два основных метода рисунка на поверхности – живопись по сухой и сырой штукатурке. Второй метод является намного более сложным. Поэтому на практике чаще наносят рисунок на сухую штукатурку.

Обычно для таких художественных работ используются масляные, известковые и восковые краски, имеющие основу из воска. Более современными красителями считаются материалы созданные на основе казеино-масляной эмульсии. А можно выбрать матовые, глянцевые или акриловые краски. Они очень быстро высыхают и потом образуют сверхпрочный слой. Такое защитное покрытие является влагостойким и нейтрализует действие ультрафиолетового излучения. Существуют даже специальные составы, которые имитируют растрескивание или светятся в темноте.

Перед непосредственным нанесением рисунка на сухую штукатурку потребуется создать эскиз. Для его создания определитесь с масштабом композиции, нарисуйте ее на бумаге и разбейте на квадраты. Это необходимо сделать для облегчения процесса переноса рисунка на стену. Затем максимально выровняйте поверхность стены. Для этого потребуется удалить следы побелки и затереть все неровности.

Обязательно проведите грунтование, используя известковое тесто и казеиновый клей. Состав для грунтовки зависит от разновидности выбранной краски. Кстати грунтовать поверхность нужно в три этапа. Не забывайте просушивать ее после каждого шага.

После этого разбейте «холст» на квадраты. Разметку можно нарисовать углем или наклеить малярный скотч по специальным меткам. Перенесите отправные точки на стену, если в рисунке много крупных элементов. Для этого будет нужна большая линейка. Теперь аккуратно прочертите контуры композиции

Нанесение штукатурки на поверхность

Штукатурный раствор на подготовленную стену накладывается в следующем порядке:

  • поверхность увлажняется за сутки до начала кладки состава;
  • за 1,5 часа до начала увлажнение следует повторить;
  • наносится первый слой штукатурного раствора толщиной не более 8 мм;
  • для большей адгезии наносятся линии волнистой формы через каждые 40 мм;
  • штукатурка высушивается в течение двух недель;
  • снова обильно увлажнить поверхность до полного ее насыщения водой;
  • нанести промежуточный слой штукатурки;
  • после того, как высохнут все слои раствора, наносится финишный слой небольшими частями, на нем сразу же выполняется рисунок;
  • операция повторяется для нанесения нового фрагмента рисунка.

До высыхания штукатурки с рисунком в помещении не должно возникать сквозняков и температурных перепадов. Для более плодотворной работы рекомендуется подготовить необходимые материалы и приспособления:

  • изображение на бумаге;
  • акриловые водяные краски;
  • раствор;
  • инструменты.

Виды, дизайн и стили

Надо сказать, что традиционные технологии не сдались под напором высокотехнологичных новшеств. Суть осталась той же, хотя если все делать как в старину, стоимость такого ремонтного мероприятия будет завышенной. Меняются виды фресок, появляются более экономичные аналоги. Фрески бывают разных видов.

Роспись по эластичной штукатурке. Это предельно близкая к традиционной технике система росписи. Только вместо смеси песка и извести здесь используются уже готовые составы. Художнику ничего не надо смешивать, он приобретает готовый состав, который долго сохраняет сырость и эластичность штукатурки. На стенку последняя наносится с применением монтажной сетки, потому со временем изображение не будет растрескиваться. В маленькой комнате использовать эту технику, может, и не разумно, а вот для большого пространства – отличный вариант.

Стилистические и дизайн-особенности фресок тоже стоит рассмотреть.

В классическом стиле. Это самый популярный вариант, причем по виду выполнения фресок бывает разным – от традиционной техники до фрески на флизелиновой основе. Часто изображенными становятся мотивы природы, цветы, хрестоматийные темы и сцены (например, Рождества).

Фрески бывают витражными или в виде мозаики, они могут подсвечиваться неоновым светом. Это будут, например, абстрактные зарисовки, живописные луга Франции или морские пейзажи Италии.

Декоративная штукатурка

Условно декоративная штукатурка по конечному результату может подразделяться на следующие виды:

Пример 2. Небольшие неровности стены скрывает фактурная штукатурка.

  • гладкая поверхность с использованием цветных добавок, которые образуют хаотические разводы по декорируемой поверхности;
  • после нанесения на стены имеет фактурный внешний вид под изображение различных облицовочных материалов;
  • фактура поверхности имеет произвольный рельеф;
  • структурная разбивка поверхности на вкрапление фрагментов из различных декорирующих материалов;
  • флоки.

Используя в качестве конечной отделки стен декоративную штукатурку, можно получить следующие визуальные изображения:

  • покрытия из натурального камня;
  • отделки стен под старину;
  • античный стиль покрытия стен;
  • однотонного матового или глянцевого покрытия;
  • капель дождя, стекающих по оконному стеклу;
  • скальной породы.

Это довольно краткий перечень тех зрительных эффектов, которые возможно воспроизвести, используя декоративную штукатурку.

При данном виде отделки на поверхности образуется рельефный рисунок. Выступы могут по высоте достигать до 2 мм. Узор рельефа может быть различным и формируется методом многократного нанесения слоев.

Ввиду того, что после нанесения слоя дается время на его высыхание, данный вид отделочных работ довольно продолжителен по времени, но конечный результат оправдывает эти трудозатраты.

Известные фрески


Античные фрески – живое напоминание о существовавшем до нашей эры мире, развитие культуры и общества в котором до сих пор занимает умы ученых и искусствоведов. Древнегреческие фрески Кносского дворца – пример такого удивительного шедевра. Кносский дворец за его причудливую архитектуру называли лабиринтом. На стенах греческого «лабиринта» фрески, выполненные преимущественно черным и красным цветами. Так как лица изображаемых были прорисованы детально, есть мнение, что писали фрески с натуры.

Интересно посмотреть, как развивалось искусство фрески в Азии – в храме Брихадишвары, в Индии, остались фрески, выполненные также до нашей эры. Причем обнаружилась эта роспись не так давно, ученые предположили, что под настенными изображениями могут быть древние фрески. И это подтвердилось – исследователи увидели Шиву в разных прекрасных позах, в окружении спутников и танцоров.

А в итальянской Падуе, в Капелла дель Арена, уже более 700 лет живет фреска авторства Джотто «Оплакивание Христа». Работы итальянских художников в этой технике не менее ценны, чем известнейшие картины мира. 500 лет уже исполнилось работе Микеланджело «Страшный суд», которая украшает Сикстинскую капеллу. И столько же практически насчитывает история «Афинской школы» Рафаэля, которая открыта зрителям в Ватикане.

Стоимость работ по росписи стен

Цена росписи потолков и стен зависит от сложности рисунка и техники его исполнения, используемой краски. Стоимость такой работы стартует от полутора тысяч рублей за квадратный метр работы.

Пример художественной росписи стен в интерьере показан в видео:

Живопись и роспись по штукатурке имеет итальянские корни и называется фресками. Но в действительности фреска предполагает нанесение краски только на влажную, еще не высохшую штукатурку. А техника, когда расписывают сухую штукатурку, имеет название fresco a secco, т. е. «фреска по-сухому». Аль секко или асекко (и то и другое произношение и написание являются верными) имеет много различий с традиционной фресковой росписью стен.

В современном мире роспись по сухому имеет большую популярность. Краски, используемые при этом, имеют в своей основе растительный клей или яичный желток, смешанный с известью, и природной среде противостоят значительно лучше, даже учитывая сильную загазованность воздуха и повышенную солнечную активность.

В настоящее время такое понятие, как «альфрейные работы» включает в себя очень много самых различных приемов декорирования. Это и роспись под камень или под ценные породы древесины, и нанесение различных орнаментов или пейзажей, портретов.

Дополнительные элементы

Длительность периода, в течение которого будет держаться художественная роспись стен, во многом зависит от используемых материалов. Наполнитель для раствора традиционно имеет несколько вариаций. Кирпичная крошка по-прежнему считается самой лучшей из них. Она имеет массу преимуществ. Вода в сыром штукатурном растворе, а также разведенная в ней известь при намокании кирпича входят в его поры. В процессе высыхания все это очень медленно выходит на поверхность. Таким образом, период засыхания штукатурки продлевается. Растягивается и время работы над изображением. Что касается постепенности высыхания, то благодаря ему обеспечивается глубокое «прорастание» кристаллов извести в основание.

Как сделать роспись по сухой штукатурке?

  • Как сделать роспись по сухой штукатурке?
  • Нанесение фактурной штукатурки своими руками
  • Подготовка поверхностей при штукатурке стен

История техники

Живопись и роспись по штукатурке имеет итальянские корни и называется фресками. Но в действительности фреска предполагает нанесение краски только на влажную, еще не высохшую штукатурку. А техника, когда расписывают сухую штукатурку, имеет название fresco a secco, т. е. «фреска по-сухому». Аль секко или асекко (и то и другое произношение и написание являются верными) имеет много различий с традиционной фресковой росписью стен.

В современном мире роспись по сухому имеет большую популярность. Краски, используемые при этом, имеют в своей основе растительный клей или яичный желток, смешанный с известью, и природной среде противостоят значительно лучше, даже учитывая сильную загазованность воздуха и повышенную солнечную активность.

В настоящее время такое понятие, как «альфрейные работы» включает в себя очень много самых различных приемов декорирования. Это и роспись под камень или под ценные породы древесины, и нанесение различных орнаментов или пейзажей, портретов.

Порядок выполнения работ

Перед тем, как приступить к работам непосредственно на поверхности, нужно разработать эскиз росписи и проработать на нем все детали, делать это желательнее всего на листе плотного картона. Живопись по сухой штукатурке не требует такой скорости, как по сырой, но удалить уже написанное очень сложно.


Подготавливая поверхность стены, нужно удалить с нее краску или побелку, а затем затереть штукатурку так, чтобы она стала ровной и гладкой. После этого подготовленную поверхность грунтуют, используя известковое тесто в сочетании с 10%-ным водным раствором казеинового клея. Раствор, составленный для грунтования, должен быть жидким, как молоко по консистенции. Наносят его на стену не менее 3-х раз, тонким слоем, с обязательной просушкой каждого слоя. После этого на подготовленную поверхность накладывают трафарет и порошком в марлевом тампоне оббивают его контур.

Чаще всего для выполнения этих работ используют темперу, которая готовится на яичном желтке. Желток составляет 1 часть, льняное масло – 0, 25 части, масляный лак – 0, 25 части и раствор фенола 1% – 1, 25 части. Краска должна иметь консистенцию жидкой сметаны, и температуру не выше комнатной.

Можно применять не только темперу, но и обыкновенные масляные краски, клеевые краски или любые другие. Поверхность для каждого вида красок подготавливается особым образом.

Живопись на штукатурке – секреты мастерства

Многие в недоумении пожмут плечами: «Зачем мне знать какие-то там секреты росписи по штукатурке, если для этого есть профессиональные художники?». Так-то оно так, но вот представьте себе, что мастер покрыл ваши стены великолепными узорами и рисунками, получил плату за работу и откланялся, а вы остались любоваться результатом его работы. Но проходит год, и вся фреска в вашем доме растрескивается, а местами и осыпается, причем мастер уверяет, что подобный вид отделки стен недолговечен. И только потом вы узнаете, что стены должны были быть подготовлены особым образом еще даже до нанесения штукатурки. Обидно было бы, не правда ли?

Именно поэтому вам следует знать, что если вы намереваетесь украсить свой дом фресками, перед нанесением штукатурки поверхность стен нужно максимально исковеркать всевозможными выбоинами и довольно глубокими пазами. Но это только начало подготовки к росписи по декоративной штукатурке. Далее, после предварительного увлажнения, наносится штукатурка, представляющая собой грубый известковый раствор, одним из компонентов которого должен быть крупный песок или же измельченные в крошку черепки. Также в смесь кладется битый в мелкую крошку кирпич и очень мелко нарубленная солома. Все это укладывается на стену слоем от 2 сантиметров и более (максимально допустимая толщина слоя для выравнивания кривизны стен – 5 сантиметров) без затирки, чтобы поверхность оставалась грубой и неровной. Максимум, что допустимо, – это покатать по слою штукатурки бутылкой или побить деревянным бруском для некоторого уплотнения и лучшей сцепки со стеной, а потом нанести диаметральные царапины для лучшей притирки следующего слоя (стена должна получиться «в косую клеточку»).

Процесс оштукатуривания

Предлагаем пошаговый алгоритм нанесения каждого слоя штукатурной смеси:

  • Начинаем с предварительного увлажнения поверхности. Первое осуществляется за сутки до выполнения работ, второе за 1,5 часа.
  • Базовый слой наносят посредством набрасывания и первоначального разглаживания посредством тёрки.
  • На базовом слое выполняются углубления до 2 мм волнистыми линиями с шагом от 30 до 40 см. Они в последствие повысят адгезию между слоями штукатурки.
  • Просушиваем базовый слой около 2 недель. После этого проводим обильное увлажнение и приступаем к нанесению следующего слоя.

Статья по теме: Покраска мебели в стиле прованс своими руками

Второй слой можно сделать финишным. Но у новичков настенная живопись по двухслойной штукатурке получиться не качественной. Поэтому, если работы выполняются впервые, и особого опыта нет, то лучше сделать трёхслойное, а то и более, оштукатуривание поверхности.

Нанесение декоративной штукатурки

Можно выполнять картины из декоративной штукатурки своими руками. Они размещаются на стенах и на потолочном перекрытии квартиры. Для работы понадобятся:

  • уровень;
  • отвес;
  • шпатели разные;
  • терка;
  • мастерок;
  • правило;
  • инструмент для нанесения рельефа.

Художественную штукатурку своими руками накладывать на поверхность можно таким образом:

  • поверхность смачивается чистой водой;
  • шпателем набрасывается немного штукатурки на стену;
  • после заполнения всего участка раствор выравнивают теркой;
  • с помощью уровня контролируется правильность нанесения раствора.

На поверхности из дерева предварительно набивается дранка, выполняющая роль облицовки. Ее ячейки равны 4х4 см. Перед нанесением материала они смачиваются водой. В некоторых случаях дранку для экономии времени заменяют сеткой. Она может быть выполнена из различных материалов: из стали, меди, оцинкованного железа, пластика, крученой проволоки. Штукатурка накладывается обычными способами. Если планируется нанести панно из декоративной смеси на участок стены или потолка, нет необходимости выравнивания последнего слоя. Но больших бугров или впадин на поверхности не должно быть.

Чтобы получить картины из штукатурки, нужно иметь определенные инструменты. Самый распространенный из них – это валик, на котором имеется уже простейший рисунок или рельеф. Его смачивают в воде и прокатывают по оштукатуренному участку. Если после высыхания стены применить еще и окраску, можно получить прекрасное панно из штукатурки.

Следующий инструмент для получения рельефа – это трафарет. Он может быть выполнен в виде штампов, гребенок. Рисунок наносится примерно таким же образом, как и валиком. Но нельзя называть эти инструменты единственными. Рисунок на штукатурке вполне можно создать руками, целлофановым пакетом или поролоновой губкой. Поверхность при этом должна быть обязательно сырая. Художественная штукатурка стен может производиться с помощью применения особых составов, которые сами собой оставляют на поверхности свой рисунок. Штукатурный состав короед имеет рисунок в виде следов, оставленных одноименным жуком. Такие узоры прекрасно смотрятся на стенах, проявляют особую устойчивость к температурным перепадам, условиям влажности, механическим воздействиям.

Рельефные картины на стене оставляет мраморная штукатурка. Этот способ обладает следующими особенностями:

  • высокой прочностью и долговечностью;
  • пожаробезопасностью;
  • устойчивостью к проявлениям окружающей среды.

Очень часто используется отделка поверхностей под шубу. Делается она методом набрызга с применением щетки или веника. В результате на стене образуется определенная картина или панно из декоративной штукатурки. Любой из вышеперечисленных способов может использоваться на наружных и внутренних поверхностях стен. Это не будет являться живописью на стене, но своими руками создать подобное довольно просто.


С этим читают